Порядок пребывания в России трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента

Порядок пребывания в России трудовых мигрантов, осуществляющих трудовую деятельность на основании патента

 

Согласно ст. 2 федерального закона от 18.06.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», местом пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации является жилое или иное помещение, в котором иностранный гражданин фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин осуществляет трудовую деятельность, в случае фактического проживания в помещении указанной организации, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном.

В качестве принимающей стороны могут выступать: гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации иностранный гражданин или лицо без гражданства, юридическое лицо, филиал или представительство юридического лица, предоставившие для фактического проживания иностранному гражданину жилое или иное помещение, иностранный гражданин или лицо без гражданства, имеющие в собственности жилое помещение.

Ст. 20 Федерального закона № 109-ФЗ определено, что иностранный гражданин в случае нахождения в месте пребывания подлежит постановке на учет по месту пребывания.

Уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания представляется в орган миграционного учета принимающей стороной или непосредственно данным иностранным гражданином:

-при наличии документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить Уведомление
в орган миграционного учета;

- при наличии у иностранного гражданина в собственности жилого помещения, находящегося на территории Российской Федерации, при предъявлении документа, подтверждающего право собственности на жилое помещение;

- в случае, если помещение принадлежит на праве собственности принимающей стороне, постоянно проживающей за пределами Российской Федерации, с приложением нотариально удостоверенного согласия принимающей стороны на фактическое проживание (нахождение) у нее иностранного гражданина.

Срок представления Уведомления составляет семь рабочих дней со дня прибытия в место пребывания.

Для постановки на учет по месту пребывания иностранный гражданин
по прибытии в место пребывания предъявляет принимающей сторонедокумент, удостоверяющий его личность и миграционную карту. После направления принимающей стороной Уведомления получает от нее отрывную часть бланка указанного уведомления(ст. 22 Федерального закона № 109-ФЗ).

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин,
на основании п. 2 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, обязан выехать
из Российской Федерации по истечении срока его временного пребывания,
за исключением случаев, когда на день истечения указанных сроков ему продлен срок временного пребывания.

В соответствии с п 5 ст. 5 Федерального закона № 115-ФЗ, срок временного пребывания иностранного гражданина и его несовершеннолетних детей,может быть продлен при выдаче, продления срока действия или переоформления иностранному гражданину патента.

Согласно п. 4 Приказа МВД России от 22.11.2021 № 926 «Об утверждении Порядка принятия решения о продлении либо сокращении срока временного пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации», при выдаче иностранному гражданину или при продлении срока действия патента, срок временного пребывания продлеваетсябез подачи заявления о продлении срока временного пребывания, за исключением случаев продления срока временного пребывания его несовершеннолетних детей.

На основании п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации
от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», в случае изменения сведений об иностранном гражданине, предусмотренном п. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 109-ФЗ (вид и реквизиты документа, подтверждающего право
на пребывание (проживание) в Российской Федерации, в данном случае – патента) при фактическом проживании в месте пребывания после заявленных сроков пребывания принимающая сторона в течение 3 рабочих дней сообщает об этом
в орган миграционного учета,предоставив заполненный бланк Уведомления
с приложением к нему копий документов, подтверждающих изменение сведений
об иностранном гражданине.

Таким образом, при наличии у иностранного гражданина действующего патента и фиксированных авансовых платежей по налогу на доходы физических лиц от осуществления трудовой деятельности по найму на основании патента (ст. 227.1 Налогового кодекса РФ), на него возложена обязанность незамедлительно предоставлять эти документыпринимающей стороне.

Подача Уведомленияс приложением необходимых копий документов возложена на принимающую сторону.

Ответственность за отсутствие у иностранного гражданина учета по месту пребывания, при наличии у него действующего патента, возложена
на принимающую сторону (ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ).

Административная ответственность по ч. 1 ст. 18.8 КоАП РФ предусмотрена
за нарушение иностранным гражданином:

- правил въезда в Российскую Федерацию;

- режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся
в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию;

- правил миграционного учета, выражающихсяв обязанности иностранного гражданина лично обратиться за регистрацией по месту жительства на основании разрешения на временное проживание;

- передвижения (иностранные граждане имеют право на свободу передвижения в личных или деловых целях в пределах Российской Федерации на основании действительных документов, за исключением посещения территорий, организаций и объектов, для въезда на которые в соответствии с федеральными законами требуется специальное разрешение);

- порядка выбора места пребывания или жительства (временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе по собственному желанию изменять место своего проживания в пределах субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание);

- транзитного проезда через территорию Российской Федерации;

- обязанностей по уведомлению о подтверждении своего проживания
на основании разрешения на временное проживание, вида на жительство.